Информация для граждан


Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

В соответствии с положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения рассматриваются теми органами, которые правомочны их разрешать. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Согласно статье 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (УПК РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п.56 части 1 статьи 5 УПК РФ уголовное судопроизводство подразделяется на досудебное и судебное производство по уголовному делу.

Органы Следственного комитета осуществляют полномочия в сфере досудебного производства по уголовному делу, то есть с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу.

В сферу досудебного уголовного процесса вовлечены не только органы Следственного комитета, но и иные органы исполнительной власти, наделенные функциями предварительного расследования (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля, службы судебных приставов, таможенной службы, государственного пожарного надзора).

Одной из основных задач, стоящих перед Следственным комитетом в соответствии с ФЗ «О Следственном комитете РФ» является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В связи с этим УПК РФ разграничивает полномочия Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов в уголовном судопроизводстве.

Полный перечень преступлений, предварительное расследование которых осуществляют следователи Следственного комитета РФ, содержится в статье 151 УПК РФ.

Отметим лишь, что основной массив уголовных дел, которые находятся в производстве наших следователей, составляют дела об убийствах, причинении тяжкого вреда здоровью человека, повлекшего смерть потерпевшего, похищение человека, квалифицированные виды незаконного лишения свободы, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилования, насильственные действия сексуального характера, половые преступления в отношении несовершеннолетних), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (такие как нарушение неприкосновенности жилища, нарушения требований охраны труда, невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат и др.), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, взяточничество, служебный подлог, халатность и т.п.), преступления против правосудия и порядка управления, некоторые экологические преступления.

Одним из приоритетных направлений является расследование уголовных дел обо всех тяжких и особо тяжких преступлениях, если они совершены несовершеннолетними или в отношении детей.

Отдельно закон относит к подследственности следователей Следственного комитета преступления, совершенные лицами так называемого особого правового статуса. К их числу относятся депутаты различных звеньев представительной власти, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, члены избирательных комиссий и некоторые высокопоставленные должностные лица федерального уровня.

К подследственности следователей Следственного комитета отнесено также расследование террористических актов и участия в деятельности террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, отдельные преступления против мира и безопасности человечества (в частности, применение запрещенных международным договором Российской Федерации средств и методов ведения войны).

Обращаем внимание! Решение вопросов законности и обоснованности действий и решений сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации не входят в компетенцию органов СК России. Заявления, в которых выражается несогласие с произведенными процессуальными действиями или принятыми процессуальными решениями должностных лиц указанных органов, не могут быть разрешены по существу должностными лицами органов Следственного комитета Российской Федерации и подлежат направлению в компетентные органы.

При несогласии с действиями и решениями сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации граждане вправе обжаловать их вышестоящему руководителю должностного лица государственного органа, с действиями и решениями которого они не согласны, или обратиться в суд.

В случаях несогласия с приговором суда, вступившим в законную силу, следует руководствоваться разделом 15 УПК РФ, регламентирующим порядок и основания обжалования судебного решения. Рассмотрение жалоб указанной категории также не входит в компетенцию следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.